Могилевский мост через Днепр

Моя статья про мост, который своими опорами уходит в далекое прошлое города Могилева. Это автомобильный мост через реку Днепр, соединяющий Пушкинский проспект с Советской площадью. По строительным характеристикам не реконструируемый до 2016 г. мост имеет следующие характеристики: восемь пролетов, длина 286 м. , ширина 24 м. четыре автомобильные полосы и тротуары для пешеходов.

В 17 — 18 веке от Могилева к заднепровскому посаду можно было перебраться только по паромной переправе. Кстати, переправа для жителей Могилева была бесплатная, и по ней можно было доставить пару экипажей и десяток людей за один час. Предместье Луполово стало активно расширяться и людям была необходима переправа, имеющая большую пропускную способность. К середине 19 века устанавливался небольшой наплавной мост, который к зиме разбирался.
В 1860 г. появилось первое основательное строение на деревянных опорах. Удивительно то, что  проект моста сделал сам начальник путей сообщения могилевского округа Николай Ястребский. Он же и руководил его строительством. Интересно, смог бы сейчас начальник путей сообщения спроектировать мост без помощи могилевгражданпроекта? А ведь тогда не было компьютеров и калькуляторов, только логарифмические линейки. Длина моста составляла 192 м, высота полотна над водой 12м, ширина  16м, восемь арочных пролетов. Дедушка современного моста имел приличные для того времени характеристики. В 1903г. сделали его ремонт, сняв центральную опору для прохода теплоходов, усилив при этом  полотно сверху.

dnepr_most1

dnepr_most3
В мае 1918г. по Днепру проходила граница между советской Россией и кайзеровской Германией. Фото ниже сделано немцами в 1918 году. За мостом виден купол Троицкой церкви, которая была разрушена в 1958г:

dnepr_most2
В 1941г. мост был взорван при отступлении частями Красной армии, после четырех дней сдерживания атак фашистов. Известный немецкий художник того времени изобразил на своей картине разрушенный днепровский мост. Эта картина входила в коллекцию Гитлера для создания музея в Линце. Но сейчас  она потеряна и возможно находится в частных коллекциях:

dnepr_most4
Днепровский мост нужен был немцам в стратегических целях, и к зиме 1941г. они его восстановили. Но летом 1944г. при взятии Могилева, мост опять был взорван и уже основательно. Восстанавливали его после войны в кратчайшие сроки с изменением конструкции. Так мост выглядел в 1952 году:

dnepr_most6
В 1959 году был сдан в эксплуатацию новый железобетонный мост, который эксплуатировался до начала реконструкции 2016г .  Мост построили выше по течению Днепра, отступив 100 м. от старого. Уникальное фото, на котором мы видим новый и старый мосты со стороны центра Могилева:

dnepr_most5

Нельзя забывать, что в 1959г. отношения с США были до крайности накалены. Хрущев ездил в сентябре 59г. в США, но безрезультатно. Поэтому мост через Днепр, соединяющий Москву с Минском, являлся в то время стратегическим объектом, на который беспрекословно выделялись необходимые средства.

Проезжая по мосту мы видим внизу над водой остатки деревянных опор, на которых иногда рыбачат. Но это не опоры , а ледорезы, которые были необходимы для защиты старого деревянного моста. Говорят, что левобережная часть моста использует фундамент снесенной Троицкой церкви. На самом деле это не так, что было проверено наложением старых и новых геодезических карт. Разрушенная церковь осталась с левой стороны у дороги, где сейчас находится парк. Её фундамент нашли в начале реконструкции.
Новый мост эксплуатировался более 55 лет без капитального ремонта. Таким он был в 1975 году:

dnepr_most7

Въезд на мост до начала реконструкции в 2015г.

dnepr_most

Кроме фасадных работ на нем ничего не делалось. О ремонте моста стали говорить еще шесть лет назад, но всё время откладывали. Люди стали замечать, что полотно кое где расходится, даже фотографировали, и показывали в соцсетях. Чугунные перила моста стали такими, что на них было опасно опираться. Наконец то дали информацию о том, что мост в декабре 14 года закроют на реконструкцию. Но прошел февраль и с моста упало вниз семь пролетов перил. Это очень интересные чугунные ограждения советской эпохи с эмблемами в виде знамен.
Усилить полотно и сделать новые ограждения нужно было уже давно, да это и не решало основную проблему увеличения пропускной способности. Было решение о начале ремонта в 2013г и в конце 2014г. но со всеми согласованиями проектных работ мост начали реконструировать в 2015г. По проекту реконструкции мост расширяется, на нем будет шесть автомобильных полос и тротуары. Для увеличения пропускной способности прилегающая улица также расширена до шести полос. К настоящему дню большая часть работ уже сделана. Чтобы устанавливать 40 тонные пролёты моста, под опорами была построена мощная эстакада.

dnepr_most8

Мост планируется запустить в эксплуатацию в конце 2016 года. Кроме него строятся прилегающие дороги и подземные переходы. На въезде будут установлены литые львы, символизирующие основателя Могилева — Льва Могия.

dnepr_most9

 

Запись опубликована в рубрике История с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *